Южный федеральный округ

Южный федеральный округ, состоящий из 13 субъектов Федерации, обладает рядом ярких отличительных черт. Он расположен между Черным, Азовским и Каспийским морями.

Центральный федеральный округ

Центральный федеральный округ, включающий 18 субъектов федерации, играет исключительно важную роль в жизни нашей страны.

Уральский федеральный округ

Уральский федеральный округ состоит из шести субъектов Федерации. Индустриальный комплекс УФО остается одним из самых мощных в стране.

Сибирский федеральный округ

В южных регионах Сибири с более благоприятными для ведения сельского хозяйства природными условиями получили развитие зерновое хозяйство, мясо-молочное скотоводство и овцеводство, а на севере — оленеводство и заготовка пушнины.

В СФО сосредоточено 4/5 добычи угля в стране. Объединенная энергосистема Сибири обеспечивает потребность крупных энергопотребителей, в первую очередь алюминиевую промышленность, создавая с ней коммерческие объединения.

Металлургический комплекс занимает лидирующее место в промышленном производстве СФО. На его долю приходится почти 2/5 всего объема выпускаемой в округе промышленной продукции. Цветная металлургия — одна из самых приоритетных отраслей экономики и рыночной специализации в СФО, обеспечивающая ему значительную часть бюджетных доходов.

Алюминиевая промышленность имеет в своем составе глиноземное производство в г. Ачинске Красноярского края, а также алюминиевые заводы в Красноярске, Саяногорске (Республика Хакасия), Братске и Шелехове (Иркутская область), Новокузнецке (Кемеровская область) с суммарной мощностью 3 млн т алюминия в год.

Медно-никелевая промышленность развивается на основе эксплуатации богатых медно-никелевых руд Норильской группы месторождений (Талнахское, Октябрьское и др.), расположенных в Красноярском Заполярье.

Свинцово-цинковая промышленность представлена разработкой полиметаллических руд и производством концентратов в Рудном Алтае.

Машиностроительный комплекс Сибири развивается в условиях высокого уровня издержек и оттока высококвалифицированных кадров, что накладывает определенные ограничения на его масштабы и специализацию.Крупные центры машиностроения размещены в Красноярском и Алтайском краях, Новосибирской, Омской, Кемеровской, Иркутской областях, Республике Хакасия.

Химико-лесной комплекс включает предприятия химической, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. Химическая и нефтехимическая промышленность успешно развивается на базе переработки углеводородного сырья, древесины, поваренной соли, а также ядерных материалов.

Лесная промышленность Сибири располагает богатейшим ресурсным потенциалом. По объему производства пиломатериалов СФО находится на первом месте в стране, а деловой древесины и целлюлозы — на втором месте после Северо-Западного федерального округа. В 2005 г. здесь было заготовлено около 28 млн м3 древесины, а выпуск деловой древесины составил почти 25 млн м3 — четвертую часть общероссийского.

Агропромышленный комплекс СФО отличается большими масштабами производства. Он получил преимущественное развитие в регионах Южной Сибири в пределах лесостепной и степной природно - климатических зон, а также в горной местности, богатой естественными пастбищами. Местное сельское хозяйство имеет зерново-животноводческое направление.

Более половины сельскохозяйственного производства приходилось на животноводство: скотоводство (молочно-мясное и мясо-молочное), овцеводство и другие его отрасли. В растениеводстве преобладало выращивание яровой пшеницы, льна-долгунца, семян подсолнечника, сахарной свеклы, картофеля и овощей. По размерам посевных площадей — 15, 5 млн га (*/3 всех посевных площадей в России) СФО занимает второе место после Приволжского федерального округа.

Округ имеет высокий удельный вес в России по валовому сбору зерна (15%), льна-волокна (30%), картофеля (17%) и овощей (14%).

Транспортный комплекс СФО включает различные виды взаимодействующего между собой наземного (железные и автомобильные дороги, трубопроводы), водного (морского и речного) и авиационного транспорта.

Железнодорожный транспорт получил наибольшее развитие на юге Сибири, где проходят широтные Транссибирская и восточные участки Среднесибирской и Южносибирской железнодорожных магистралей с ответвлением в сторону Южного Казахстана (Турксиб).

Важнейшие автомобильные дороги: Омск—Тюмень, Омск—Новосибирск—Красноярск—Иркутск—Чита, Новосибирск—Барнаул далее в Монголию (Чуйский тракт).

Важное значение для экономики Сибири имеет речной транспорт, обеспечивающий сезонное судоходство («северный завоз»).

Роль авиационного транспорта в СФО также чрезвычайно велика, так как только благодаря ему, существует связь северных территорий с Большой землей — Красноярском, Москвой.

Перейти на страницу: 1 2 3

Еще статьи

География и национальная культура Италии
Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного по времени процесса становления взаимоотношений между людьми. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономическ ...

Комплексная характеристика особенностей, сырьевых баз, современного состояния и перспектив развития нефтяной промышленности России
В глубокой древности было известно о существовании нефти. Знали и слово “нефть”. Еще древние греческие летописцы Геродот и Плиний это горючее вещество, использовавшееся и как цемент, называ ...

Торфяные месторождения - как объект рационального природопользования
Многие зарубежные страны имеют развитую экономику, благодаря мощной минеральной базе. Главной особенностью этих стран является тот факт, что они используют все виды ресурсов, которые имеютс ...