В предотвращении развития теневой экономики России большой интерес представляет зарубежный опыт профилактики этого явления.
На сессии Генеральной Ассамблеи ООН (Вена, 2002 г.) был создан специальный Комитет по разработке международной конвенции против коррупции и «отмывания» незаконных денежных средств. В борьбе с легализацией доходов, полученных от преступной деятельности, активно участвуют такие организации, как Интерпол, Мировой банк, Европейский совет, Оффшорная группа банковских инспекторов, Базельский комитет по надзору за банковской деятельностью и другие международные организации, действует также международная программа ООН по борьбе с наркоманией.
Во многих странах приняты законодательные акты, предусматривающие жесткие меры борьбы с отмыванием незаконно добытых денег.
В законодательстве большинства развитых государств предусмотрена уголовная ответственность должностных лиц банков за несоблюдение этих мер и за содействие в проведении сомнительных и подозрительных банковских операций. Практический интерес для нашей страны имеет, в частности, опыт Китая по контролю за движением теневого капитала и предотвращению незаконных экономических операций.
В развитых рыночных странах государство борется с теневым сектором, уделяя приоритетное внимание прежде всего усилению ответственности за налоговые преступления.
Так, важнейшим законодательным актом, определяющим ответственность за налоговые преступления и проступки, в Германии является Положение о налоговых правонарушениях.
Во Франции основным законодательным актом, регламентирующим ответственность за совершение налоговых преступлений, является Общий кодекс о налогах. Здесь к правонарушениям относятся и действия, направленные на сокрытие бухгалтерских данных путем обмана.
В Великобритании ответственность за налоговые преступления и проступки установлена в специальных законодательных актах. При этом виды правонарушений подразделяются на несколько групп: проступки, связанные с нарушением сбора налогов; преступления, связанные с мошенничеством и подделкой в сфере налогообложения; таможенные правонарушения.
В США все налоговые преступления квалифицируются по степени их тяжести на тяжкие и менее тяжкие. Налоговое законодательство этой страны предусматривает уголовную ответственность не только лиц, уклоняющихся от уплаты налогов, но и должностных лиц и работников налоговой службы. Нормы, регулирующие порядок взыскания налогов, контроль за неуплатой и правонарушениями, в отдельных штатах США являются более дробными.
Особо интересен опыт борьбы с теневой экономикой Восточных государств. К примеру, в ОАЭ отсутствует налогообложение как таковое, что изначально заставляет государство изыскивать иные способы поддержание государственной казны. Кроме того, возможность получения полной прибыли без вычета налогов позволяет снизить себестоимость продукции и максимально использовать прибыль для развития производства. При этом государство экономит огромные денежные средства ввиду отсутствия необходимости содержания налогового аппарата. Отсутствие подоходного налога в этой стране делает ее привлекательной для вложения в нее инвестиций как физических, так и юридических лиц, а также способствует высокой конкуренции на рынке рабочей силы.
Следует заметить, что многие приемы борьбы с теневой экономикой не имеют должного эффекта, а лишь затрудняют деятельность субъектов экономических отношений (так, например, запрет для юридических лиц использовать жилые помещения в качестве юридического адреса с целью борьбы с компаниями-однодневками привел к усложнению процедуры регистрации для многих учредителей).
Но, несмотря на сказанное, представляется что вышеизложенный опыт законодательного закрепления воздействия на теневую экономику, накопленный разными странами, вполне может быть адаптирован к современным российским реалиям.
Помимо перечисленных мер в борьбе с экономической преступностью необходимо международное сотрудничество [28, С. 23-24].
Для этого необходимо присоединиться к принятым международным конвенциям, в частности таким, как проект Конвенции Совета Европы, предусматривающей конфискацию выручки от преступления; разработать проект конвенции о принципах сотрудничества России со странами СНГ в борьбе с организованной преступностью; подготовить предложения о присоединении к конвенциям Совета Европы по вопросам борьбы с преступностью, в частности: Европейской конвенции о взаимной правовой помощи (1959 г.), Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (1990 г.), Протоколу о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах (1961 г.), Европейскому соглашению о передаче заявлений о правовой помощи (1977 г.), международно-правовым документам о противодействии «отмыванию» средств, полученных противоправным путем [10, С. 101-110].
Еще статьи
Экономическое положение Китайской Народной Республики
Китайская
Народная Республика – третье по размерам территории государство мира. С запада
на восток страна протягивается на 5,7 тыс. км, а с севера на юг - почти на 3,7
тыс. км. По общей дли ...
Миграционные процессы и политика Германии
Моя
курсовая работа касается такой проблемы как миграционные процессы в современной
Германии. В условиях глобализации происходит стремительное передвижение не
только капиталов, но и людей. ...
География теневой экономики в Российской Федерации
Актуальность
темы. Переход России к рыночной модели жизнедеятельности
не дал ощутимых позитивных результатов для основной части населения России, негативно
сказался на состоянии многих сфер ...