Магические изображения животных известны на Урале со времени позднего палеолита. Временем мезолита датируются орнаменты на костяных и деревянных изделиях в виде прямых, волнистых, зигзагообразных линий, ромбов, сеток, лестниц, насечек. Найденная при раскопках глиняная посуда донесла до нас многочисленные неолитические орнаменты. Образцы изобразительного искусства этого времени известны по наскальным изображениям, воспроизводящим сцены охоты, ловчие орудия и сооружения в сочетании с солярными и небесными знаками, а также но керамическим и каменным фигуркам животных и птиц. В эпоху бронзы последние также вырезались из дерева, включались в орнамент на посуде и т. д. При этом культ матери-прародительницы нашел отражение в глиняных женских скульптурах, а культ солнца — в солярных узорах на посуде, предметах быта, глиняных пряслицах и т. д. Появились в эпоху бронзы и изображения мужчин, что свидетельствовало об изменениях в мировоззрении древних уральцев, связанных с эволюцией общественных отношений. Зооморфные образы и мотивы пермского и скифо-си-бирского звериного стиля свидетельствовали о стойкости тотемических верований. На развитие религиозных представлений и соответственно искусства приуральцев, активно влияли южноуральские кочевники. Вместе с тем объекты искусства, образы, мотивы и изобразительные приемы оседлых жителей Прикамья отличались, по сравнению с ними, гораздо большим разнообразием.
Роль костюма и украшений
Одежда финно-угорского населения Верхнего Прикамья, а также связанные с ней украшения, имели в эпоху средневековья не только бытовое или эстетическое, но и магическо-культовое значение.
Мужские и женские холщовые рубахи, шубы, сшитые мехом внутрь и крытые ь сукном или холстом, шапки, обувь из сыромятной кожи с ремешками и медными застежками, а также лыковые лапти защищали людей, согласно их представлениям, не только от холода, зноя или дождя, но и от сверхъестественных явлений и нечистой силы. Для усиления защитных функций одежда и обувь дополнялись вышивкой и всевозмояшыми украшениями, обладавшими магическими свойствами. При этом широко использовались изделия из бронзы и серебра, считавшихся колдовскими металлами, отпугивающими своим блеском и звуком злых духов, болезни и т. п. Особая роль отводилась поясу, выполнявшему роль магического круга. Для защиты от колдовской порчи на поясе носили ножи и другие острые предметы.
Наряду с поясом, магическими свойствами наделялись также украшения-обереги (браслеты, кольца, подвески ИЗ монет, разнообразные ожерелья из стеклянных и каменных бус, нагрудные украшения, головные уборы), при изготовлении которых часто использовались изображения священных животных и птиц. У мужчин-охотников были распространены различные амулеты — клыки и кости хищных животных, перья птиц и т. п.
Еще статьи
Туристско-страноведческая характеристика Монастырщины и Монастырщинского района
Термин «страноведение», широко используется в географии, истории и
ряде других наук, он означает, что основным объектом изучения является та или
иная страна.
В данной работе нам предстоит ...
Ландшафтные, геологические, геоморфологический особенности территории
Геосистемы
Зыряновска выделяются тем, что господствующие ветры не согласуются с общими
закономерностями распределения давления. Градиент давления направлен с востока
на запад, а господствующие ветр ...
Башкортостан - суверенная республика
РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН –
один из крупнейших субъектов Российской Федерации, расположенный на территории
Южного Урала и Приуралья, исторически носящий название по имени коренного
народа – б ...