Однако в последние годы отрасль работает в целом устойчиво прибыльно. Колебания прибыли и рентабельности значительны, соответственно от 125 млн. руб. в год и 1% до 3563 млн. руб. и 39%. Они связаны в значительной мере с загрузкой авиазавода. Число убыточных предприятий из года в год превышает число прибыльных. Но прибыль последних, как правило, значительно превышает убытки нерентабельных.
Посмотрим, как сумели (или не сумели) вписаться в либеральный рынок отдельные предприятия отрасли. В начале 1990-х гг. на них составлялись обширные планы производства высокотехнологичной, пользующейся спросом продукции, которая, по мнению их руководителей, позволила бы им уверенно войти в рынок. На Иркутском заводе тяжелого машиностроения собирались создать с японцами совместное предприятие и собирать "Тойоты", на релейном и радиозаводе (также совместно с иностранцами) делать современную бытовую электронику, на станкостроительном - станки с числовым программным управлением нового поколения. Но этого не произошло в основном из-за недостатка финансовых средств на переоснащение производства.
Большинству заводов пришлось вести непростую борьбу за выживание, пытаться осваивать новые виды продукции, которые могли иметь сбыт. На ИЗТМ, проанализировав рынок, сконструировали трубопрокатный стан на 10-12 тыс. т труб в год. Это позволило бы поддержать завод, но денег для осуществления этого проекта также достать не удалось, так как кредиты при 50% годовых не под силу предприятиям машиностроения. Радиозавод после сокращения военных заказов разработал конструкции пожарного комплекса и аварийно-спасательной машины для МЧС. Пожарные и спасатели дали им высокую оценку, готовы были купить, но не имели средств. Покупки носили единичный характер и расплачивались за них вместо денег налоговыми освобождениями, векселями и прочими ценными бумагами.
Многие предприятия перебивались случайными заказами и такое продолжается до сих пор. ИЗТМ наряду с профильной продукцией, заказы на которую сократились более чем в 10 раз, наладил выпуск отопительных батарей, делал запасные части для сельскохозяйственных машин. Сельские потребители расплачивались за них своей продукцией (мясом, зерном, овощами). Завод сумел восстановить производственные площади. И также благодаря освоению конкурентоспособного оборудования для горной и металлургической промышленности, имеющей выход на зарубежный рынок, он снова успешно заработал. Появились и заказы на драги, по производству которых он был ранее головным предприятием страны. Радиозавод наладил ремонт пожарных машин и городских автобусов, изготавливал металлические торговые ларьки. Достойную борьбу за выживание своего предприятия повело руководство УЗГО, осваивая производство конкурентоспособной продукции, находящей платежеспособный сбыт. На заводе также производили мелкие заказы: запасные части для "Иркутскэнерго", "Востсибугля" и др. Но основную ставку делали на профильную продукцию. Сначала выпускали башенные краны для строительства. Затем, после улучшения экономической обстановки в стране, расширили производство горного и обогатительного оборудования и вышли с ним, оттеснив конкурентов, на платежеспособных потребителей ("Норильский Никель", "АЛРОСА").
Иркутский релейный завод сумел сохранить производственные мощности, а также кадры для производства продукции и ведения научно-опытных разработок. Его поддержали государственные заказы на производство профильной продукции для межконтинентальных ракет "Тополь М". В 2005 г. завод на правах полноправного партнера вошел в концерн "Созвездие Полюс", созданный на базе Воронежского НИИ связи.
Особняком среди машиностроительных предприятий области стоит Иркутский авиационный завод, с 2002 г. - НПО "Иркут" после вхождения в корпорацию с одноименным названием. Его основная продукция - универсальные истребители марки "Су", одни из лучших в мире по своим техническим и боевым свойствам. Но снижение объемов заказа Министерства обороны и бюрократические сложности с выходом его продукции на мировой рынок поставили в начале 1990-х гг. и его в тяжелое положение. Численность занятых на заводе в 1994 г. по сравнению с 1980-ми гг. сократилась почти в 3 раза. Но впоследствии продажа его самолетов странам Азиатско-Тихоокеанского региона, рынок которых был освоен еще в советские времена (Индия, Китай, Вьетнам), позволила заводу улучшить финансовое состояние. Только заказ для Индии составил 40 машин марки "Су". Освоен выпуск новой высокотехнологичной профильной конверсионной продукции в российском ВПК: это истребители нового поколения, универсальный самолет-амфибия "БЕ-200", к которому проявляют интерес МЧС и зарубежные покупатели. Упрочил положение завода и договор на продажу Малайзии 18 машин "Су-30 МКИ" стоимостью 900 млн. долл.
Еще статьи
Особенности демографической ситуации в России и мире
Широко
употребляемое слово «народонаселение» возникло как научное понятие около двух
веков назад, в начале девятнадцатого века. А от него произошло еще одно слово, впервые
употребленное в с ...
Рождаемость в России и ее динамика
Рождаемость - это процесс
деторождения в населении. Она может рассматриваться только как массовое
явление, как совокупность единичных актов рождения детей. При этом имеются в
виду только жи ...
Особенности и перспективы развития экономики азиатского региона
1)
Особенности положения Азии в современном мире.
Азия на сегодняшний день является,
пожалуй, самым противоречивым регионом мира. Здесь пересекаются устоявшиеся
многовековые традиц ...