Неравномерность размещения населения на земном шаре объясняется следующими факторами.
Природный фактор
Первая причина — влияние природного фактора. Понятно, что обширные районы с экстремальными природными условиями (пустыни, ледовые пространства, тундра, высокогорья, тропические леса) не создают благоприятных предпосылок для жизни людей. Это можно продемонстрировать на примере таблицы 60, которая хорошо показывает как общие закономерности, так и различия между отдельными регионами.
Главная общая закономерность заключается в том, что 80% всех людей живет на низменностях и возвышенностях высотой до 500 м, которые занимают всего 28% земной суши, в том числе в Европе, Австралии и Океании в таких районах живет более 90% всего населения, в Азии и Северной Америке — 80% или около этого. Но, с другой стороны, в Африке и Южной Америке 43—44% людей обитает на территориях, превышающих по высоте 500 м. Подобная неравномерность характерна и для отдельных стран: к самым «низменным» относятся, например, Нидерланды, Польша, Франция, Япония, Индия, Китай, США, а к самым «возвышенным» — Боливия, Афганистан, Эфиопия, Мексика, Иран, Перу. При этом большая часть населения концентрируется в субэкваторитальном и субтропическом климатических поясах Земли.
Исторический фактор
Вторая причина — воздействие исторических особенностей заселения земной суши. Ведь размещение населения по территории Земли складывалось на протяжении всей истории человечества. Процесс формирования людей современного вида, начавшийся 40—30 тыс. лет назад, происходил в Юго-Западной Азии, Северо-Восточной Африке и Южной Европе. Отсюда люди затем распространились по всему Старому Свету. Между тридцатым и десятым тысячелетиями до нашей эры они заселили Северную и Южную Америку, а в конце этого периода — и Австралию. Естественно, что время заселения в какой-то мере не могло не сказаться на численности населения.
Демографический фактор
Третья причина — различия в современной демографической ситуации. Понятно, что количество и плотность населения быстрее всего увеличиваются в тех странах и регионах, где наиболее высок его естественный прирост.
Ярким примером такого рода может служить Бангладеш. Эта страна с небольшой территорией и очень высоким естественным приростом населения уже имеет плотность населения 970 человек на 1 км2. Если нынешний уровень рождаемости и прироста здесь сохранится и впредь, то, согласно расчетам, в 2025 г. плотность населения страны превысит 2000 человек на 1 км2.
Социально-экономический фактор
Четвертая причина — воздействие социально-экономических условий жизни людей, их хозяйственной деятельности, уровня развития производства. Одним из ее проявлений может служить «притяжение» населения к побережьям морей и океанов, точнее, к контактной зоне «суша—океан».
Конкретизировать сам тезис о неравномерности размещения населения по территории земного шара можно на многих примерах. Можно сравнить в этом отношении Восточное и Западное полушария (соответственно 80 и 20% населения), Северное и Южное полушария (90 и 10%). Можно выделить наименее и наиболее заселенные ареалы Земли. К первым из них относятся почти все высокогорья, большая часть гигантских пустынь Центральной и Юго-Западной Азии и Северной Африки, в какой-то мере и массивы тропических лесов, не говоря уже об Антарктиде и Гренландии. Ко вторым относятся исторически сложившиеся главные сгустки населения в Восточной, Южной и Юго-Восточной Азии, в Западной Европе, на Северо-Востоке США.
Еще статьи
Региональные аспекты урбанизационных процессов на современном этапе
Урбанизация
(фр.
urbanisation – город) – это
исторический процесс повышения роли города в развитии общества, который
охватывает изменения в размещении производства и, прежде всего, в рассе ...
Современная демографическая ситуация в России. Региональные различия
В отличие от многих
других наук демография имеет точную дату рождения. Она ведет свое начало с
января 1662 г., когда в Лондоне вышла в свет книга английского купца и
капитана, ученого-самоу ...
Северо-Западный федеральный округ
Северо-Западный федеральный округ — лидер отечественного морского
судостроения. Здесь производятся все типы морских судов для отечественного
торгового и Военно-морского флота. Велика и экспо ...