Южный федеральный округ

Южный федеральный округ, состоящий из 13 субъектов Федерации, обладает рядом ярких отличительных черт. Он расположен между Черным, Азовским и Каспийским морями.

Центральный федеральный округ

Центральный федеральный округ, включающий 18 субъектов федерации, играет исключительно важную роль в жизни нашей страны.

Уральский федеральный округ

Уральский федеральный округ состоит из шести субъектов Федерации. Индустриальный комплекс УФО остается одним из самых мощных в стране.

Северо-Западный федеральный округр

Комплексы быстро развивающейся пищевой промышленности представлены предприятиями, производящими мясо-молочные изделия, рыбные консервы, пивоваренную (компания «Балтика»), хлебобулочную и кондитерскую продукцию.

Электроэнергетическое производство представлено в прибалтийских регионах тепловыми, атомными и гидравлическими электростанциями. Наибольшее значение имеют Ленинградская АЭС (намечается увеличение ее мощностей), а также новая Северо-Западная ТЭЦ, отличающаяся применением современных ресурсо- и природосберегающих технологий.

Предприятия лесохимического комплекса — Каменногорский ЦБК и Светогорская бумажная фабрика Ленинградской области — производят бумагу, картон и целлюлозу. Налажено товарное производство деловой древесины, пиломатериалов, мебели.

Ведущие комплексы промышленного производства в Калининградской области — машиностроение (более 1/6 объема производства продукции), пищевая (рыбная) промышленность — около трети продукции, топливно-энергетический комплекс (10%) и лесообрабатывающие комплексы (7, 5%). Машиностроение области специализируется на приборостроении, производстве электротехники (двигателей малой мощности), дорожном и подъемно-транспортном машиностроении, а также сборке легковых автомобилей ряда зарубежных фирм. Главные центры машиностроения — Калининград и Гусев.

Рыбная промышленность — одна из главных в области, развивается она на базе рыболовства в Балтийском и Северном морях, Возможно возобновление экспедиционного вылова рыбы и морепродуктов в Атлантике. В Калининграде функционирует крупный рыболовецкий порт.

Развитие топливно-энергетического комплекса региона обусловлено узостью собственной энергетической базы. Современная (2005 г.) добыча нефти в области (1, 25 млн. т) и природного газа (свыше 100 млн. м3) не удовлетворяет местных потребностей и может быть увеличена в перспективе на шельфе Балтийского моря. Для смягчения зависимости от внешних поставок электроэнергии (до 80%) в области построена новая современная ТЭЦ.

В северных регионах округа доминирует животноводство молочно - мясного направления. Оно развито в Вологодской и на юге Архангельской области. На Крайнем Севере развито оленеводство (до 0% поголовья оленей в РФ).

В прибалтийских регионах сельское хозяйство имеет пригородное, молочно-животноводческое, а также льноводческое направления. Основная его роль — обеспечение местного рынка, прежде всего Санкт - Петербурга, картофелем, овощами и мясомолочной продукцией. В Калининградской области развиты молочно-мясное животноводство, свиноводство и птицеводство, а из отраслей растениеводства — зерновое (озимая пшеница, рожь, ячмень) и кормовое производство (многолетние травы и корнеплоды). Урожайность зерна, картофеля и овощей в области выше, чем в среднем по России. Тем не менее здесь существует дефицит продовольствия и отсутствует полноценная база по переработке сельскохозяйственной продукции.

Рыболовство в округе развивается, главным образом, в Мурманской области (около 580 тыс. т уловов в Баренцевом и Белом морях), а также Калининградской области (около 290 тыс. т уловов в Балтийском и Северном морях). В обоих регионах существуют серьезные проблемы, связанные с технической изношенностью рыболовных флотов, а также с организацией рыбного промысла, когда большая часть выловленной рыбы уходит за рубеж в ущерб внутреннему рынку.

Транспортный комплекс СЗФО различается по плотности инфраструктуры в северных, прибалтийских регионах и Калининградской области. Наиболее высокая плотность железных и автомобильных дорог в Калининградской области — около 40 км и 300 км на 1000 км2 территории. Недостатком местных дорог общего пользования является их оторванность от общей сети дорог Российской Федерации, что удорожает транзитные перевозки, осуществляемые через территории Литвы и Белоруссии.

Калининградский морской порт увеличивает грузооборот (к настоящему времени более 5 млн. т) в условиях перераспределения российских грузоперевозок из стран Балтии в отечественные порты и налаживания морского паромного сообщения с Санкт-Петербургом.

Плотность автомобильных и железных дорог основных прибалтийских регионов Северо-запада вчетверо и вдвое выше аналогичной транспортной инфраструктуры регионов Европейского Севера и составляет соответственно 150 и 26 км на 1000 км2 территории.

Санкт-Петербург является вторым по значимости в России (после Москвы) железнодорожным узлом. Значение его возрастет еще больше после завершения строительства скоростной магистрали Москва-Санкт-Петербург—Хельсинки.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Еще статьи

География Туниса рельеф, климат, растительный и животный мир
Тунис — одна из малых стран Северной Африки. Его территория, составляющая 164, 2 тыс. кв. км, по конфигурации напоминает треугольник, вытянутый в меридиональном направлении. Северо–восточна ...

Основные понятия демогеографии
Под демографическим развитием понимается изменение численности населения и его структур в определенный период времени[1]. Успех государства почти во всех его сферах тесно связан с устойчивы ...

Экономико-географическая характеристика размещения производительных сил и транспорта Северо-Кавказского экономического района
В настоящее время в условиях утверждения рыночных отношений, повышения автономии отдельных регионов, развития их самостоятельных экономических связей с зарубежными партнерами, совершенствов ...