Гаскойну в 1790 г был поручен осмотр залежей разных руд и каменного угля в Бахмутском и Донецком уездах и в Славяносербске в том предположении, что если эти вещества найдутся 8 достаточном количестве, то измерить падение вод в различных речках, ради определения места к устроению завода и сообразив выгоды его положения, представить по сему поводу описание результатов своего путешествия" Гаскойн выполнил поручение и заверил правительство, что найденные прииски железной руды и каменного угля по освидетельствованию обещают богатейшее количество сих минералов в наилучшем качестве. Исходя из государственной необходимости, Екатерина II издает 14 ноября 179$ г "Указ об учреждении литейного завода и употребить на это дало 7157З3 руб " Села Каменный Брод и Вергунка были первыми населенными пунктами, придавшими строителей и рабочих Луганского литейного завода С 1797 г поселок, возникший вокруг завода, получают название Луганский завод.
Казенный литейно-пушечный завод сооружался почти 10 лет. В 1798 г были построены первые цехи, а 4 октября 1800 г. первая домна выдала чугун, выплавленный на Лисичанском угле из руды, добытой в районе сел Городище и Белое Наладить выплавку чугуна на местном сырье не удавалось, т к железная руда была низкого качества, а угли слабо коксующимися.
Несмотря на то, что Луганский литейно-пушечный завод оказался предприятием малоудачным, в деле исследования Донецкого бассейна он сыграл большую роль, т к являйся а течение всего своего существования средоточием горных инженеров - "горных офицеров" по терминологии того времени, тех людей, специально подготовленных к производству изысканий новых месторождений каменного угля и руд для нужд завода, кроме того, завод сыграл немаловажную роль в экономике России. В период Отечественной войны 1812 г. он был значительно расширен и являлся одним из основных поставщиков вооружения для русской армии.
Крепостное орудие «Единорог» (начало XIX в.) Луганского завода.
Пушка карронада Луганского литейного завода (начало XIX в.)
Выгодное географическое положение на путях между центральными губерниями России и портовыми городам») Ростовом и Таганрогом способствовало развитию торговли. Вокруг завода возникают торгово-ремесленные заведения. Годовой торговый оборот поселка доходил до 1 ими рублей серебром.
К концу 50-х годов Х1Х в. в Луганске было открыто 10 салотопных и 2 воскотопных завода, 2 заведения по производству свечей, а также кожевенные и мыловаренные, 3 маслобойных, 8 кирпичных и черепичных предприятий, 2 известковых, 17 мельниц. Расширяющаяся промышленность требовала топлива, железной руды, другого сырья. Со всей очевидностью встала проблема строительства надежных путей сообщения. 8 середине 70-х годов в сферу транспортного строительства входит и Луганск. В 1874 г. открывается железная дорога Луганск-Дебальцево, в 1876 г. построены и начали функционировать железнодорожные мастерские. В 1887 г. Луганск через станцию Миллерово соединился с Азовской дорогой.
Железнодорожные мастерские были призваны обеспечивать капитальный, средний и малый ремонт всего подвижного состава. С момента основания железнодорожные мастерские представляют собой крупное предприятие того времени, оснащенное необходимыми техническими средствами. Уже в 1880 г. было отремонтировано 23 паровоза, а в 1889 г.-583.
Для железных дорог с каждым годом требовалось все больше и больше подвижного состава, прежде всего паровозов. В таких условиях и возник в Луганске паровозостроительный завод.
В Х1Х в Луганск представлял собой крупный промышленный центр Юга Украины 8 1898 г здесь сосредоточилось 58 промышленных предприятий с суммой производства в 4,5 млн рублей в первое десятилетие XX в а Луганске продолжает бурно развиваться промышленность Перед первой мировой войной темпы ежегодного прироста продукции города превышали 1в%
О РАБОЧИХ ЛИТЕЙНОГО ЗАВОДА (1795 - 1800 гг.)
луганский чугунолитейный завод
С казенным Луганским заводом и его угольными разработками связано образование наиболее значительной группы квалифицированных рабочих дореволюционного Донбасса
14 ноября 1795 г был утвержден именной указ Екатерины IІ "Об устроении литейного завода в Донецком уезде при реке Лугани и об учреждении ломки найденного в той стране каменного угля " 8 указе предусматривалось использование различных рабочих на заводе Так, обученные рабочие и специалисты привлекались на Луганский завод из внутренних губерний страны, а частично из-за границы Основной костяк составили мастеровые, поступившие с Олонецкого и Липецкого заводов Вице-адмирал Мордвинов в докладной записке по устройству завода указывает " изыскивая способы доставить сему заводу людей только для него нужных и без которых он никак обойтись не может, не находится к сему другого средства, как заимствовать потребное число Оных из состоящих в Тамбовской губернии, остающихся давно уже без всякого употребления Липецких заводов"
Еще статьи
Комплексная характеристика особенностей, сырьевых баз, современного состояния и перспектив развития нефтяной промышленности России
В глубокой
древности было известно о существовании нефти. Знали и слово “нефть”. Еще
древние греческие летописцы Геродот и Плиний это горючее вещество,
использовавшееся и как цемент, называ ...
Региональный климат Рязанской области, его вековая динамика и роль в эволюции ландшафтов
На протяжении многих лет
было широко распространено представление, что современный глобальный климат
более или менее постоянен и что нет оснований ожидать его заметных изменений в
ближайшем ...
Экономическая география Португалии
Столица Португалии – Лиссабон. Полуостровная часть Португалии разделена на 18 округов – основных административно-территориальных единиц; 4 округа составляют острова, пользующиеся в ря ...