Для края характерна хорошо развитая речная сеть. Большая ее часть относится к бассейну Тихого океана (реки Амурского бассейна), меньшая - к бассейну Ледовитого океана (реки Ленского бассейна).
Территория края на севере отстоит на 430 км от Северного полярного круга, а южная оконечность находится на параллели, проходящей севернее острова Хоккайдо и американского города Портленда и немного южнее Ростова-на-Дону.
Хабаровский край имеет общие границы со всеми административными единицами Дальнего Востока или, по крайней мере, выходы к ним. На Западе он граничит с Амурской областью, на северо-западе-с Республикой Саха (Якутия), на севере – с Магаданской областью, на востоке-с Сахалинской областью, от которой его отделяют воды Татарского пролива, пролива Невельского и Амурского лимана, на юге- с Приморским краем и на юго-западе – с Китайской Народной республикой. Граница с Китаем проходит по реке Уссури, протоки Казакевичево, затем по Амуру. Протяженность ее составляет сотни километров. Граница Хабаровского края имеет выход в Тихий океан через Охотское море. Через основной морской порт Хабаровского края-Ванино осуществляются транспортно- экономические связи с Магаданской и Сахалинской областями. Экономико-географическое положение Хабаровского края очень своеобразно. С одной стороны, это наиболее отделенный от Центра России район, связи с которым очень затруднены: до сих пор единственным сухопутным путем остается Транссибирская магистраль, с другой стороны - это выход России к Тихому океану, к быстро развивающемуся сейчас Азиатско-Тихоокеанскому региону, где проживает более половины населения мира.
Основные ограничения развития Хабаровского края связаны с транспортными проблемами, вызванными недостаточно развитой системой внутриобластных коммуникаций. Следующий комплекс проблем связан с сильной зависимостью экономики региона от финансового положения одного предприятия - КНАПО. Также препятствует развитию региона значительная доля теневой экономики в структуре доходов населения. Перспективы развития Хабаровского края определяются усовершенствованием транспортной сети региона, сокращением зависимости от одного крупного товаропроизводителя путем диверсификации производства в машиностроении, развитием сельского хозяйства края для обеспечения продовольственной независимости от других регионов. Привлекательным для края направлением развития является рекреационная деятельность.
Экономико – географическое положение Амурской области
Амурская область расположена на юго-востоке Российской Федерации и является частью Дальневосточного федерального округа. Расстояние от ее административного центра - г. Благовещенска до Москвы по железной дороге - 7982 км, по воздуху - 6480 км. К северному полюсу область расположена несколько ближе (около 5000 км), чем к экватору (около 6000 км).
Амурская область не имеет прямого выхода к морям. Северо-восток ее удален от холодного Охотского моря (известного как «мешок со льдом») всего на 150 км, а срединные районы - на 500-600 км. От теплого Японского моря она удалена на 600-800 км.
Большая часть области находится в бассейне Верхнего и Среднего Амура, что и определяет ее название.
Область входит в 8-й часовой пояс вместе с Республикой Саха (Якутия), где разница с московским временем составляет 6 часов.
Область расположена в умеренном географическом поясе, между 48° 51" и 57° 04' с.ш. и 119° 39" и 134° 55" в.д. Южные районы ее лежат в тех же широтах, что и Киев, Прага, Париж в Европе, Виннипег и Ванкувер в Канаде, а северные - в одних широтах с Казанью, Нижним Новгородом, Москвой, Ригой, Копенгагеном, Глазго, Командорскими островами. Практически в тех же широтах, что и Амурская область, расположены Башкирия, Белоруссия, Польша, Великобритания, Южная Канада. Крайняя северная точка находится на р. Хани (северо-запад области), самая южная - на р. Амур, восточная - на хребте Ям-Алинь, западная - на границе с Забайкальем, на Каларском хребте.
Экономико-географическое положение области (ЭГП) имеет свои плюсы и минусы.
Из благоприятных особенностей ЭГП необходимо отметить, прежде всего, следующие:
- Амурская область как составная часть Дальнего Востока соседствует со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Занимая пограничное положение, она является "речными воротами" в Китай.
- Близость к сырьевым базам Якутии (уголь, а в перспективе — железные руды), Забайкалья (руды цветных металлов, уголь), Хабаровского края (уголь Ургала).
- Выгодное транспортно-географическое положение. Через область проходят: водный путь Зея - Амур с выходом в Татарский пролив; Транссибирская железнодорожная магистраль, Байкало-Амурская магистраль (центральный участок с выходом в Южную Якутию) и автомагистраль федерального значения Москва - Владивосток.
Еще статьи
Особенности организации машиностроительного комплекса в РФ
Тяжелое машиностроение
является ведущей отраслью всей промышленности, ее «сердцевиной». Продукция
предприятий машиностроения играет решающую роль в реализации достижений
научно-технического ...
Экономико-географическая характеристика Дальневосточного федерального округа
Дальний Восток занимает уникальное географическое положение. в
России. Он расположен на северо-восточной оконечности Евразийского материка,
протянувшегося почти на 4 тыс. км вдоль Тихого оке ...
Грунтовые, подземные и поверхностные воды
По
территории района протекают реки Бухтарма, Тургусун, Хамир, на юго-западе в
состав района входит часть Бухтарминского водохранилища.
Река «Тургусун».
Реки
в бассейне реки Тургусун бер ...