Южный федеральный округ

Южный федеральный округ, состоящий из 13 субъектов Федерации, обладает рядом ярких отличительных черт. Он расположен между Черным, Азовским и Каспийским морями.

Центральный федеральный округ

Центральный федеральный округ, включающий 18 субъектов федерации, играет исключительно важную роль в жизни нашей страны.

Уральский федеральный округ

Уральский федеральный округ состоит из шести субъектов Федерации. Индустриальный комплекс УФО остается одним из самых мощных в стране.

Возможности изучения поверхностных вод в школе

На его долю приходится почти половина выбросов ртути в стране, 40% выбросов хлора, 30% фтористых соединений. Прежде всего, от этого страдают сами уральцы. Вокруг 20 уральских городов образовались рукотворные (техногенные) пустыни. Отвалы горных пород превышают 1,5 млрд м3. Они занимают огромные территории в городах, загрязняют воду и воздух.

Некомплексное использование минерального сырья ведет к загрязнению водоемов и воздуха вредными промышленными дымами и газами, отходами обогатительных фабрик, шахтными водами и т.д.

Но Урал стал источником экологической опасности не только общероссийского, но и мирового масштаба. На Урале накоплено около 400 млн т ядовитых и радиоактивных отходов. Их концентрация достигает в Свердловской области 3000 т/км2 по данным М.И. Львовича[ 21, с. 59 ]. Критическим считается уровень в 500 т. Но ведь Уральские горы — водораздел крупнейших речных бассейнов. Загрязнение, возникающее в истоках уральских рек, неизбежно будет распространяться на огромные территории и акватории.

Таким образом, очевидно, что от решения экологических проблем на Урале непосредственно зависят судьбы миллионов людей. Как решать эти проблемы?

Во-первых, нуждается в коренной перестройке само хозяйство района. Урал должен начать переход к новой фазе своего развития — постиндустриальной. Такой переход потребует за собой резкое сокращение в структуре добывающей промышленности, металлургии и химии. На смену им должны прийти новейшие отрасли машиностроения, информационные и природоохранные технологии.

Это позволит не только значительно сократить выбросы вредных веществ, но и переработать и обезвредить уже накопленные отходы, многие из которых содержат большое количество ценных компонентов, вплоть до драгоценных металлов. На Урале уже имеется основа для такой реконструкции хозяйства. Это оборонные предприятия, обладающие хорошей научной базой, передовыми технологиями и кадрами высокой квалификации.

Во-вторых, как ни в одном другом районе России, на Урале очень важно расширять площади охраняемых территорий: заповедников, национальных парков, заказников, памятников природы. Их уже более 10, на Северном Урале это Вишерский и Печоро-Илычский заповедники, на Среднем —Басеги, Ильменский, на Южном — Башкирский и Оренбургский.

Чтобы познакомиться на практике с водными ресурсами Среднего Урала, учащиеся по ходу экскурсии должны были провести небольшую исследовательскую работу по намеченному плану: выполнить ряд заданий и ответить на вопросы.

1. Определить в каком направлении течет река Исеть ( на восток).

2. Определить скорость течения реки.

3. Провести осмотр русла реки. Сравнить берега (один берег высокий, гористый, другой низменный). Сделать вывод о происхождении реки.

4. Взять кусочки почвы для анализа.

5. Определить источники питания реки. Как связаны реки с климатом Среднего Урала? Как это сказывается на режиме рек?

6. Осмотреть водную поверхность, определить есть ли растения, какие? Водится ли рыба в реке? О чем они говорят?

7. Почему вода в реке грязная? Какие города расположены по ходу течения реки? (Екатеринбург, Каменск Уральский, Катайск). В чем сходство этих городов? (Все промышленные центры).

8. Какое значение эта река имеет в экономической жизни края?

9. Почему и как промышленность и города загрязняют реки?

10. Какие мероприятия необходимы, чтобы река ниже Екатеринбурга была чистой?

Разработанные и подобранные мною задания направлены не столько на контроль знаний, сколько на развитие и проверку практических навыков, умений мыслить логически, делать собственные заключения и прогнозы, т.е. предназначены для развития у школьников склонности к научному анализу. Хочу отметить, что предлагаемые задания являются примерными, их комплектация должна проводиться с учетом интересов, склонностей, уровнем обучаемости, развития интеллектуальных и креативных способностей, качества усвоения предшествовавшего материала учениками каждого конкретного класса.

После проведения экскурсии подведем итоги рекомендованной методики преподавания географии Среднего Урала в средней школе:

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Еще статьи

Климатические условия
Просмотрев таблицу 2- мы видим средняя месячная и годовая скорость ветра очень мала. Обратив внимание на график видно, что наивысшая скорость выделяется в мае месяце равная 1,7м/с. Таблица ...

Характеристика населения и трудовых ресурсов Донбасса
Население – главная производительная сила общества, т.е. является природной основой формирования трудовых ресурсов и выступает потребителем материальных благ, и тем самым обусловливает разв ...

География Великобритании рельеф, климат, полезные ископаемые, флора и фауна
Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии или Великобритания — суверенное государство, расположенное у северо-восточного берега континентальной Европы. Оно занимает на остр ...