Южный федеральный округ

Южный федеральный округ, состоящий из 13 субъектов Федерации, обладает рядом ярких отличительных черт. Он расположен между Черным, Азовским и Каспийским морями.

Центральный федеральный округ

Центральный федеральный округ, включающий 18 субъектов федерации, играет исключительно важную роль в жизни нашей страны.

Уральский федеральный округ

Уральский федеральный округ состоит из шести субъектов Федерации. Индустриальный комплекс УФО остается одним из самых мощных в стране.

Будущее Азии в глобализованном мире

Как же Азии выстоять в этих условиях? Для нее будет полезной смена поколений высших руководителей. В Японии, например, завершилась эра доминирования Либерально-демократической партии, на Тайване установилась демократия, Гонконг сохранил возможность самоопределения. Сингапур и Малайзия находятся в различных фазах политики «сильной руки», а демократия на Филиппинах вернулась в норму. В начале XXI в. в Азии появится новое поколение постколониальных лидеров. Однако сам по себе этот факт еще ничего не гарантирует. Судьба Азии будет определяться тем, насколько успешно новые лидеры будут создавать подходящие институты и воспитывать своих граждан.

2) Вызовы

XXI

века

С точки зрения экономики Азия поступит правильно, если будет помнить о причинах последнего финансового кризиса. Сваливать вину на массивные финансовые потоки из-за рубежа означает закрывать глаза на собственную неподготовленность. Спекулятивные атаки на национальные валюты представляют собой лишь искру, ведущую к возгоранию пламени катастрофы. При отсутствии имманентной слабости самой системы они не в состоянии нанести такой ущерб. Более того, потоки капитала – это всего лишь неожиданный побочный продукт ставшего глобальным финансового рынка. Будут и другие, причем многие из них сегодня абсолютно неизвестны. Упомянутые выше страны лишь тогда будут иметь шанс выдержать следующий натиск, если укрепят собственную экономическую инфраструктуру.

Главным звеном экономических проблем Азии является недостаточно эффективное управление государством и предприятиями, причем последнее обстоятельство естественным образом вытекает из первого. Предприятия не будут действовать наилучшим образом, банки не станут соблюдать хорошо обдуманные требования, если надлежащие правительственные учреждения не будут приучать их к сдержанности. Для этого необходимы система контроля за банковской деятельностью, свод правил «техники безопасности», учет предписаний биржи, эффективно действующая система правосудия, а также профессиональные органы, требующие от всех соблюдения этических норм. Но, прежде всего, само правительство должно быть «чистым», особенно при применении законов.

Как практически все развивающиеся экономики, Азия страдает от коррупции. В начальной стадии развития, когда социальных институтов недостаточно, коррупция, возможно, выполняет определенные полезные функции, до тех пор, пока она служит интересам большой группы, а не отдельных личностей. Однако, если коррупцию не контролировать, то она превратится в гноящуюся рану и в конечном счете разрушит экономику. Существуют три возможности справиться с коррупцией. Китайский метод морального убеждения, основанный на конфуцианстве, обречен на провал. Социальное давление, практикуемое в Японии, оказывается успешным по отношению к ее собственному населению, но практически неприменимо за пределами этой страны. Япония, например, является единственным обществом, в котором не разоряют из озорства автоматы по продаже различных товаров. Но, разумеется, как в государственных учреждениях Японии, так и в частных организациях, слишком часто встречается институционализированная коррупция.

Наконец, существует еще одна, хотя и не полностью эффективная модель – западные попытки установить верховенство права. Одна из приоритетных целей азиатских лидеров должна заключаться в том, чтобы повышать приемлемость этой модели и максимально ограничивать произвольную власть индивидов. С социально-экономической точки зрения политические властители должны учитывать и взвешивать интересы различных общественных групп, чтобы сделать минимальным разрыв в уровне благосостояния. Эта проблема встает во всех развивающихся обществах. Бросая на разные чаши весов объем социальных гарантий и стимулы к труду, государственные руководители должны проявить мудрость и установить, какой уровень социального благосостояния считается адекватным.

На политическом фронте вызовы серьезнее. Что касается экономики, то аргументы большинства людей совпадают: необходимо обеспечивать благосостояние. Лишь в вопросе о том, как достичь общественного богатства и как его распределять, мнения расходятся. В политике, однако, цели часто неясны. Тем не менее многие, вероятно, согласятся с тем, что двумя непременными критериями оценки политической системы являются уважение человеческого достоинства и экономическое развитие. Если это так, то азиатский опыт, накопленный в прошедшие десятилетия, поучителен по меньшей мере в трех пунктах.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Еще статьи

Социально-экономическое развитие Оренбургской области и Республики Башкортостан
Развитие и становление рыночных отношений и проведение радикальных экономических реформ привели к возрастанию роли регионов в экономике страны. Каждый регион характеризуется присущими ему пр ...

Муниципальная политика в сфере управления демографическими процессами
Российские социологи и демографы в течение последних десятилетий отмечают, и необходимость принятия эффективных мер в сфере семейно-демографической политики. В настоящее время это признано ...

Оценка влияния региональных особенностей на размещение производственных сил в Кыргызской Республике
Активизация процесса интеграции всех стран в единую мировую систему и сохранение при этом черт функционирования каждой территории, появление новых рынков и обновление системы территориально ...