Во-первых, если демократия зарождается преждевременно, когда или отсутствуют адекватные социальные институты, или граждане недостаточно к ней подготовлены, то это верный рецепт экономической катастрофы. Вопиющая нищета так же унижает человека, как и все остальное. И подтверждением этому являются Индия и Филиппины.
Во-вторых, все азиатские страны, добившиеся успеха, достигли общественного богатства в условиях отсутствия либеральной демократии. В действительности во всех этих странах существовали автократические, хотя и заботившиеся о развитии экономики правительства, как в Южной Корее, на Тайване, в Гонконге и Сингапуре в период до 90-х годов. Япония, даже если ее политическая система и культура отличаются, находится в похожей ситуации. Граждане Японии своеобразным образом сохраняют верность тем, кто ими правит, и редко ставят под сомнение инициативы правительства.
В-третьих, страна, экономика которой развивается, тем или иным образом найдет свой путь к социальному многообразию и в конечном счете к демократии. Это характерно для экономики всех пяти азиатских стран-"тигров". Учитывая эти обстоятельства, азиатские лидеры должны соразмерять темпы демократизации, создавая необходимую политическую инфраструктуру. Если они слишком сильно «закручивают гайки», то рискуют не выполнить требования своих граждан. Результат этого может быть плачевным. Но если излишне «ослабить поводья» и проводить демократизацию, когда еще не созданы соответствующие институты и не созрела готовность граждан, то тоже возникнут проблемы.
Фактически чем демократичнее общество, тем сложнее воспитать людей в духе гражданской ответственности. Эмпирическим путем доказано, что автократическое правительство достигает больших успехов в экономике, в особенности в начальной фазе развития страны. Вследствие этого Азии необходимо будет сделать выбор – между большим экономическим ростом и быстрой демократизацией. В прошедшие 30 лет Сингапур добивался осуществления первой цели, Филиппины – второй. Сегодня десятки тысяч филиппинцев стали домработниками в семьях граждан Сингапура. Предположим, что стрелки часов можно повернуть обратно: если бы Филиппины приняли другое решение, кем были бы сегодня их граждане – подчиненными или скорее руководителями? Наполнить демократию жизнью достаточно сложно, даже если отсутствует необходимость реагировать на постоянную осаду, прежде всего американских законодателей, которые склонны рассматривать демократию как панацею и считать, что ее можно достичь в одночасье. Хотя в сравнении с другими системами демократия и является более хорошей, все же и ей присущи естественные слабости. Демократизация выходит далеко за пределы простого акта выборов; она являет собой процесс, который требует времени. Ее конечный результат проявляется по-разному и имеет различные формы – достаточно взглянуть на Европу. И если наличествуют определенные основополагающие элементы, то все модели заслуживают уважения.
Если смотреть на вещи подобным образом, то азиатским лидерам можно дать хороший совет – осмотрительно реагировать на внешнее давление и действовать по принципу: прислушивайся и учись, но применяй полученные знания в соответствии с ситуацией у себя дома. Общие рецепты от тех, кто практически не разбирается в подводных течениях политической действительности, социальной динамики и не понимает экономические условия в Азии, только вызывают раздражение. Достаточно рассмотреть ситуацию в России и Китае: развитие демократии в России, когда страна была к ней не подготовлена, ввергло ее в тотальный хаос - политический, экономический и общественный. В противоположность этому Китай спокойно и последовательно создает необходимые институты. В излишне быстром продвижении вперед кроется риск социальных волнений, которые могут поставить крест на 20 годах прогрессивного развития.
3) Платформа для регионального диалога
В то время как нарастает экономическая мощь Азии, она становится одновременно свидетелем воодушевляющего развития событий на региональном и международном уровнях. Прежде всего, явно отступает коммунизм, который после второй мировой войны расколол регион. Во-вторых, Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) сохранила свою сплоченность, несмотря на волнения в Индонезии, самой многонаселенной стране, играющей фактически лидирующую роль в регионе. В действительности проходят регулярные формальные форумы для диалога между АСЕАН и его северо-азиатскими соседями. Это шаг в правильном направлении, к созданию панвосточно-азиатского сообщества. В-третьих, региональный форум АСЕАН представляет собой платформу для диалога по вопросам безопасности, включающего страны всего региона. В-четвертых, внутрирегиональная торговля окрыляла вплоть до последнего по времени кризиса торговлю с США и Европой, причем Европа, которая после второй мировой войны ушла из региона, вновь возвращается к нему, движимая обновленным экономическим интересом. В будущем создание региональных институтов должно выдвинуться на первое место повестки дня азиатских лидеров. Цель заключается в том, чтобы создать мирное сообщество наций, подобное Европейскому союзу. В основе их усилий лежит общее желание экономического развития и совместной безопасности. Однако эта задача является для Азии несравнимо более трудной. Зарождение Европейского союза вызвано политическими соображениями. Франция и Германия, два ключевых государства, особенно хотели исключить в будущем конфликты. В Азии похожая ситуация в отношении Китая и Японии. К несчастью, Япония в отличие от Германии до сих пор последовательно отказывалась от того, чтобы адекватным образом признать свою ответственность за вторую мировую войну. Вследствие этого восточно-азиатские государства все еще оправданно относятся к Японии с подозрением. История Китая с пертурбациями последних десятилетий также внушает опасения его соседям. Более того, в то время как государства - члены Европейского союза находятся на одном уровне экономического и общественного развития, между азиатскими странами существуют большие различия. Из этого вытекает, что Азии потребуется больше времени, чтобы добиться того, чего Европа достигла за 40 лет. Но это не должно удерживать регион от движения по тому же пути. Совместные усилия, предпринимавшиеся до сих пор в экономической области, необходимо обратить также на углубление дискуссии о политике и вопросах безопасности. Действия, которые осуществляются параллельно с этим, например Совет азиатско-тихоокеанского сотрудничества в области безопасности (САТСБ), могли бы стать предвестником официального прорыва.
Еще статьи
Анализ динамики численности населения и динамики возрастной структуры
населения города Зыряновск
Миграция,
переселенцы, беженцы, оралманы. В
соответствии с Законами Республики Казахстан «О миграции населения» от
13.12.1997г. №204-1, «О местном государственном управлении в Республике
Казахстан ...
Физико-географическая характеристика Индокитая
Актуальность данной
работы состоит в том, ландшафты муссонных тропиков, древнейшие на планете,
очень уязвимы к воздействию человека. В 1987 году в глобальном масштабе было
выделено 9 регион ...
Финляндия - страна тысячи озер
Актуальность работы. На территории
Финляндии насчитывается 187888 озер и 179584 острова. Водой покрыто 10%
площади, 69% территории занимают леса. Распределение озер объясняется
оледенениями ...