Несмотря на то, что урбанизация стала общемировым, глобальным процессом, который обладает многими сходными чертами, современный урбанистический мир нельзя назвать однородным. Для него характерны очень большое многообразие, различные оттенки, свойственные составным его частям – регионам, странам.
При самом генерализованном подходе обращают на себя внимание существенные различия между двумя основными типами урбанизации, один из которых характерен для экономически развитых стран, а другой – для развивающихся.
В экономически развитых странах ее процесс в известной мере стабилизировался. Отток населения из сельской местности в города уже не носит массового характера, так что городское население растет в основном благодаря собственному естественному приросту. Более того, в этих странах происходит процесс дезурбанизации, т.е. отток населения – прежде всего представителей среднего класса – в сельскую местность. В результате темпы прироста городского населения в развитых странах снизились в среднем до 0,6 – 0,8%. В последнее время урбанизация в них идет преимущественно «вглубь», проявляясь в новых формах городского расселения – агломерациях, урбанизированных районах и зонах, мегалополисах, в развитии процессов субурбанизации, рурбанизации [2, с. 25].
Субурбанизация – развитие пригородов. Первоначально она проявляется в возникновении вокруг крупных городов пригородов. В итоге формируются городские агломерации. Затем начинается более быстрое развитие пригородов по сравнению с центральным городом. Наконец, пригороды начинают развиваться за счет центрального города: идет интенсивное переселение в пригородную зону жителей из центрального города, перенос туда промышленных и других функций. Численность населения в центральных районах постепенно сокращается.
Причины этого процесса многочисленны. Можно выделить «выталкивающие» причины. Обычно указывают высокую стоимость хорошей недвижимости в городе, перенаселенность и моральный износ жилья в центральных городах, острые экономические проблемы, высокие местные налоги, обострение социальных проблем, непрестижность адреса. Существенны и такие причины, как возрастание потребности в большой жилой площади, специальные правительственные программы по деконцентрации населения, развитие пригородной инфраструктуры.
Необходимое условие субурбанизации – развитие транспорта для обеспечения перевозок между местом жительства и местом работы, так как переселяющиеся в большинстве продолжают работать в центральном городе. Именно поэтому первые признаки субурбанизации появились в развитых странах после развития в них пригородного железнодорожного и трамвайного сообщения. Но интенсивная субурбанизация началась с массовой автомобилизацией населения, поскольку только личный автомобиль обеспечивает высокую степень свободы относительно размещения мест жительства и мест работы.
В соответствии со сказанным выше первоначально из центрального города в пригороды переселяются наиболее обеспеченные слои населения, элита общества. Этим они создают образец поведения для остального населения, не реализуемый по материальным причинам: люди хотели бы переселиться, но не могут себе этого позволить со своим уровнем доходов. По мере повышения благосостояния в переселение вовлекаются все более широкие слои населения. Интенсивная субурбанизация начинается с переселением многочисленных представителей среднего класса.
Дальнейшее развитие процесса субурбанизации вылилось в интенсификацию переселений жителей не только в пригородную зону городских агломераций, но и на внеагломерационные территории.
Рурбанизация - процесс распространения городских форм и условий жизни на сельскую местность, развитие здесь промышленности, сферы обслуживания.
В США с 1960-х гг., а в некоторых странах Западной Европы с 1970-х гг. стал преобладать рост городов в периферийных районах по сравнению с высокоурбанизированными. В США растут города на Юге и Западе, во Франции, Швеции, Италии, Канаде происходит сдвиг населения из городских агломераций в малые и средние города за счёт изменения направлений миграционных потоков.
Еще статьи
Производство и распределение
электроэнергии, газа и воды
Объем
отгруженных товаров собственного производства составил 13 591,7 млн. рублей,
или 103,2% к уровню 1 полугодия 2009 года.
Производство
электроэнергии сократилось по сравнению с 1 полугодием ...
Климатические условия
Просмотрев
таблицу 2- мы видим средняя месячная и годовая скорость ветра очень мала. Обратив
внимание на график видно, что наивысшая скорость выделяется в мае месяце равная
1,7м/с.
Таблица
...
Особенности и перспективы развития экономики азиатского региона
1)
Особенности положения Азии в современном мире.
Азия на сегодняшний день является,
пожалуй, самым противоречивым регионом мира. Здесь пересекаются устоявшиеся
многовековые традиц ...