В связи с увеличением объемов экспорта энергоносителей за рубеж в настоящее время в нашей стране развивается массовое строительство как магистральных нефтепроводов, так и газопроводов высокого давления, зачастую находящихся в районах со сложными природными условиями. В период с 2005 по 2008 год автор принимал непосредственное участие в проведении инженерно-геологических изысканий по следующим объектам:
– магистральный нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий Океан», в составе ООО «Аверс-1», 2005 год;
– магистральный нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий Океан-2», ООО «Аверс-1», 2006 год;
– нефтепровод «НПС Калейкино – Нижнекамский НПЗ», Республика Татарстан, ООО «Аверс-1», 2006 год;
– газопровод «Мурманск – Волхов», 1159, 5– 1270, 5 км, ЗАО «ЭНАР», 2008 год.
Для участков размещения таких объектов, представляющих собой комплекс сложных, особо ответственных сооружений, в основном характерны большая протяженность, изменчивость геоморфологических, геологических, гидрогеологических и гидрологических условий, иногда удаленность и труднодоступность. Основные проблемы при проведении инженерно-геологических изысканий для обоснования проектирования сооружений нефтегазового комплекса в настоящее время, на наш взгляд, возникают ввиду нарушения принятой очередности проведения изысканий в связи с очень сжатыми сроками ввода объектов в эксплуатацию. Известно, что инженерно-геологическим изысканиям предшествуют инженерно-геодезические изыскания, в процессе которых производятся планово-высотная привязка буровых скважин и составление продольных профилей по линейным участкам, а также участкам перехода через поверхностные водотоки, автомобильные и железные дороги. Без этих материалов невозможны проведение камеральных работ и составление отчета об инженерно-геологических изысканиях. Однако зачастую эти работы проводятся параллельно, в связи с чем у инженеров-геологов и возникают объективные трудности. Поэтому для своевременного и качественного выполнения работы инженеру-геологу приходится применять нестандартные решения и подходы.
Такого рода проблемы возникли и при изысканиях стадии РД (рабочая документация) под нефтепровод «НПС Калейкино – Нижнекамский НПЗ». Протяженность трассы 116, 7 км. Генеральное направление проектируемой трассы – с юга на север. Трасса расположена в пределах Республики Татарстан и проходит по территории Альметьевского, Сармановского, Заинского, Тукаевского и Нижнекамского районов. В геоморфологическом отношении район работ относится к отрогам Бугульминско-Белебеевской возвышенности, поверхность которой расчленена речными долинами и балками на отдельные гряды. Крупнейшей рекой является Кама. Ее правобережный приток первого порядка – река Степной Зай – пересекается трассой.
Наиболее крупными населенными пунктами, расположенными вблизи проектируемых сооружений, являются города Альметьевск, Нижнекамск, Заинск. Большая часть территории занята сельхозугодьями, по ходу трасса пересекает многочисленные линии ЛЭП, коридоры коммуникаций, линии связи, автомобильные и железные дороги различных категорий и назначения. В тектоническом отношении район выполненных изысканий расположен на границе Волго-Уральской антеклизы и Предуральского краевого прогиба.
Данный район характеризуется погружением кристаллического фундамента докембрия на глубину более 2, 5 км. Вышезалегающий комплекс образований представлен отложениями палеозоя и кайнозоя.
Еще статьи
География Индии
Индия
- одна из самых прекрасных стран мира. Пожалуй, никакая страна не может
сравниться с ее богатейшей культурой, ее обычаями. Индия не похожа ни на одну
из азиатских стран и уж тем более ...
Республика Бенин
В XV–XIX вв. на территории современного Бенина существовали
раннефеодальные образования Бариба (Борну), Аллади, Вида, Аджаче, Дагомея и др.
В XV в. в
прибрежные районы проникают португальцы ...
Типология населенных пунктов городские и сельские поселения, их виды
Термин
«расселение» характеризует исторический процесс заселения территории,
распределение населения на территории и его пространственную организацию.
Расселение следует за более динамично ...