Создание фонда – центральное звено государственной программы лесовосстановления во Вьетнаме. Запланировано посадить 5 млн. га леса к 2010 году, что должно компенсировать потери леса и минимизировать неудачи ранее предпринимаемых мер по посадкам деревьев, площадь которых не превышала 1,05 млн. га. 2 млн. га предполагается отвести под лесопосадки в районах водоразделов для предотвращения наводнений.
Остальные 3 млн. га будут использованы под лесные плантации для производственных целей. Потребность Вьетнама в древесине с каждым годом возрастает: к 2005 г. она составила 9,5 млн. куб. м, к 2010 г. – 15,5 млн. [17]
Решение экологических проблем во Вьетнаме, как и в других развивающихся странах, упирается прежде всего в нехватку финансов. Реализация намеченных планов восстановления лесов намного превосходит имеющиеся в распоряжении государства средства. Посадка 5 млн. га леса обойдется в 4,85 млрд. долл., из которых государство планирует выделить лишь 41 млн. долл. Остальное предполагается получить за счет средств частных инвесторов, которых предполагается привлечь к развитию лесного хозяйства, предоставив им юридические гарантии и материально заинтересовав. Прежде всего удлиняется срок концессий компаниям, занятым в лесном хозяйстве. Они освобождаются от уплаты налогов на землю в течение первых пяти лет деятельности при последующем их сокращении на 50%. [16]
Однако, как показали результаты пятилетнего плана восстановления лесных ресурсов, завершенного в 1998 г., – не все упирается лишь в финансы. Не меньшей проблемой является неэффективное управление, отсутствие опыта осуществления подобного рода масштабных проектов, коррупция, нецелевое использование провинциальной администрацией средств, предназначенных на охрану лесных ресурсов. Известно, что непосредственно на проекты было израсходовано лишь 31% выделенной правительством суммы.[17]
Во всех странах Индокитая обострение противоречий между обществом и окружающей средой связано с взаимодействием различных факторов – бедность, неразвитость рынка, несовершенная правовая и институциональная система экологического регулирования.
Возможности отдельных стран Индокитая по созданию эффективной системы управления в сфере охраны окружающей среды ограничиваются отсутствием четко регламентированных прав собственности на природные ресурсы, в первую очередь, земельные и лесные. Сложившаяся в этих странах государственная (общенародная) собственность на леса, сохранение их в "открытом доступе" "благоприятствует" проявлению расточительного характера природопользования. Это может привести к опасным для общества последствиям особенно в условиях усиления экспортной направленности экономического производства.
Принятие земельного закона, гарантирующего четкие права владения и использования земли – важнейшее условие эффективного управления лесными ресурсами в Лаосе. Проведение действенной политики в сфере охраны окружающей среды предполагает, в первую очередь, создание правовой и институциональной основы экологического регулирования, что при неразвитости правовых отношений в обществе делает решение этой задачи весьма трудной.
В отличие от Бирмы и Камбоджи в Лаосе уже предпринимаются первые шаги по юридическому и институциональному оформлению экологической деятельности. Но даже во Вьетнаме, где система экологического регулирования уже создана, возникают большие трудности с практической реализацией принимаемых решений. Экологический контроль над природными ресурсами осуществляется в ограниченном правовом пространстве. Экологическое беззаконие – норма поведения и главная проблема – не в принятии законов, а в их выполнении. Вряд ли стоит рассчитывать на то, что такая ситуация в странах Индокитая улучшится в ближайшие годы. Скорее всего – она еще некоторое время будет ухудшаться. Бедные страны Индокитая попадают в крайне тяжелое положение: без повышения темпов своего экономического развития им не преодолеть экономическую отсталость, являющуюся главной причиной экологической деградации лесов, а между тем наращивание экономического потенциала грозит экологической катастрофой. При этом негативное воздействие хозяйственной деятельности на ландшафт усиливается прямо пропорционально росту индустриального производства.
Еще статьи
Развитие и размещение газовой промышленности РФ
Природный газ - ценнейший вид
экологически чистого топлива. Добыча природного газа обходится значительно
дешевле добычи нефти и угля. Применение природного газа способствует повышению
эффек ...
Угольная промышленность России
Уголь - самый распространенный в мире
энергетический ресурс. Уголь стал первым видом ископаемого топлива,
используемым человеком. Уголь – вид горючих ископаемых, представляющий собой
окамен ...
Социальные проблемы в Нижегородской области
Сегодня в обществе и во
власти растет интерес к осмыслению противоречий и тенденций современной
социальной жизни и социальной политики, того, что в ней унаследовано от
советского прошлого, ...